Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

саврасов алексей кондратьевич

Энциклопедический словарь

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич - САВРА́СОВ Алексей Кондратьевич (1830-97), русский живописец, передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов («Грачи прилетели», 1871).

* * *

САВРА́СОВ Алексей Кондратьевич [12 (24) мая 1830, Москва - 26 сентября (8 октября) 1897, там же], русский художник. Выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или «пейзажа настроения») в русском искусстве.

Выходец из семьи мелкого купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54). В 1860-е гг. дважды побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран. В 1870-75 совершал ежегодные поездки на Волгу. Жил и работал в Москве.

Раннее творчество

Раннее творчество Саврасова («Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851, Третьяковская галерея) развивается всецело в рамках романтизма - с его любовью к бурным метеорологическим эффектам, к резким контрастам переднего и заднего планов. Наиболее зрелым произведением этого периода является «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, там же), за который Саврасов получил звание академика. Последующие поиски, интенсивные натурные «штудии» приводят к более спокойным, гармонически ясным колористическим и композиционным решениям («Пейзаж с рекой и рыбаком», 1859, Латвийский художественный музей, Рига; «Сельский вид», 1867, Третьяковская галерея). Все большее значение в образе получают тонкие светоцветовые эффекты, связывающие воедино почву переднего плана и природные дали («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, там же; «Лунная ночь. Болото», 1870, Серпуховский историко-художественный музей), умение виртуозно передать круговращение влаги в гео- и атмосфере ландшафта («Волга», 1870-е гг, Третьяковская галерея).

Зрелое творчество. «Грачи прилетели»

В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) - причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь «настроение» -как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем - окончательно превращается в совершенно особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич), когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович), 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва; «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей».

Оставил о себе память и как замечательный педагог. Вел в 1857-82 пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич).

Большой энциклопедический словарь

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830-97) - российский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Грачи прилетели", 1871).

Полезные сервисы